У нас не только чтение… Приходите. Ждём.
630119, Россия, г. Новосибирск,
ул. Петухова, 118
Версия для незрячих

История района

    История Кировского района начала свой отсчет еще задолго до того, как на правом берегу реки Оби вырос поселок Новониколаевск, ныне – город Новосибирск (официальной датой основания города считается 1893 год).

К началу 17 века большую часть Верхнего Приобья, в том числе и территорию нынешней левобережной части города, охватывал Телеутский каганат, который еще называли страной «белых калмыков». «Телеутская землица» включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Лавируя между Россией и Джунгарией, телеутская феодально-племенная знать ухитрялась сохранять независимость или значительную самостоятельность и играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями «черных калмыков» (западных монголов). Отстаивала также свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения и всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая.

В 1697 году телеутским каганом стал Шал Табунов, который сразу же принял московское посольство, перезаключив тем самым прежний межгосударственный договор с Москвой о сотрудничестве и взаимопомощи. Чтобы закрепить дружественные отношения, на левом берегу Оби для организации торговли было выделено место. По всей видимости, тогда же, в 1697 году, русские поселенцы построили здесь деревню в одну улицу, которая явилась одним из первых невоенных поселений колонистов из Московского Государства в Телеутском каганате. Именно с этой деревни, по мнению историков, началась история освоения левобережной части будущего города и, следовательно, территорий, вошедших в Кировский район.

В 1713 году после массового исхода военно-аристократической элиты телеутов в северную Монголию (Джунгарию) Телеутский каганат прекратил свое существование. Левый берег Оби активно заселяют русские поселенцы. В новом необжитом краю начинали они свою жизнь с ... топора. «Именно его, главный инструмент мастеровых людей, можно назвать основным героем русского заселения Сибири. Падали вековые сосны, строились избы, над крышами их поднимался дым из труб, и вот, не успеешь оглянуться, как в глухомани уже кипит жизнь целой деревни».

Первое русское поселение в границах будущего города на Оби, деревня Кривощеково, была основана предположительно около 1710 года, а заложил ее служилый человек Федор Кривощек (упоминание о нем имеется в документах 18 века). В материалах из истории населенных пунктов Новосибирской области, изданных в 1964 году, возникновение Кривощеково отнесено к 1735 году. О личности самого Федора Кривощека встречаются такие сведения: «Двадцать лет провел Федор Криницын в Сибири, обзавелся женой, троими ребятишками, но главное дело – воинское. Не раз сходился он в жестоких сечах с татарами, не раз проскальзывал по той узкой тропке, которая отделяет жизнь от смерти, но Бог до поры до времени миловал и оберегал. Лишь в одном бою сплоховал Федор Криницын, не увернулся вовремя от острой татарской сабли, и полохнуло стальное лезвие через всю щеку. Страшный шрам навсегда обезобразил лицо Федора, и после этого получил он прозвище – Кривощек. Вот этого Кривощека в конце 10-х годов 18 века и отправил комендант Кузнецкого острога Борис Синявин на поселение на левом берегу Оби. На новом месте первым делом достал бывалый казак топор, и его звонкие удары широко разнеслись по округе. Прошло совсем немного времени, и срубленные из доброго леса появились горница на подклети, перед горницей – сени ... А еще срубили мыльницу, сарай, гумно. Все это огородили жердями.

Вскоре неподалеку от усадьбы Кривощека поднялся дом Ивана Епанчикова и его жены Федосьи. Осенью Федор Кривощек отвез в Кузнецкий острог пшеницу первого урожая на пяти подводах, а обратно вернулся уже не один – следом за ним на вольные земли пошли «охочие» люди. Деревня стала разрастаться и называть ее стали Кривощеково. Не успели оглянуться, а за речкой Тулой выросла еще одна деревня – Малое Кривощеково».

Есть также предположение, что Кривощек (в миру – Первуша Криница) мог получить свое прозвище из-за того, что жил неподалеку от сибирских «щек» (скал) на изгибе Оби.

К концу 18 века деревня Кривощеково становится селом, называется Большое Кривощеково. В селе появилась Никольская церковь, в ее приходе числилось одиннадцать деревень: Ерестная, Толмачевская, Инская, Каменская, Луговая, Чемская, Малая Чемская, Издревинская, Вертково, Верх-Тулинская. Позднее появляются деревни Бугринская, Сатанино, Шатрово, Кривошапкино, Барышево, Плотниково, Кобылий Лог. Левобережье насчитывает более 37 названий хуторов, деревень и сел с общей численностью 636 дворов. И так как они располагались очень компактно, то официально назывались Кривощековской слободой. Термин «слобода» применительно к Кривощеково, как и к другим населенным пунктам с аналогичными функциями, употреблялся в двух смыслах: так называли само селение (бывшую деревню Большое Кривощеково, ставшую потом селом Кривощеково, а затем слободою); слободой Кривощеково называли и весь комплекс деревень, тяготевших в административном отношении к этому селению. Фактически вся слобода занимала территорию современного Левобережья.

«В 1800 году в Кривощековской волости было официально зафиксировано 4291 человек крестьян. Подобно другим сибирским слободам, Кривощеково имело церковь, острог, двор приказчика, казенные амбары. При этом при подсчете домов и людей учитывались только крестьяне, приписанные к заводам. Государственные крестьяне, не приписанные к заводам, в эти показатели не были включены. По данным отчета земского управителя начальнику Колывано-Воскресенских заводов В. С. Чулкову, посевные площади волости составляли в это время 4137 десятин. Приписные крестьяне Кривощековской волости собирали с этой площади 16124 четверти хлеба. Дополнительными и весьма существенными источниками питания были здесь рыболовство и охота. Кроме того, крестьяне несли огромную нагрузку по обслуживанию вспомогательных работ горнозаводского комплекса. Из кривощековцев рекрутировались и кадры постоянных работников-мастеровых и бергайеров».

«Для всего кривощековского прибрежного народа одним из основных занятий был рыбный промысел. Фактически каждый имел свою лодку, берёг и лелеял кормилицу, смолил, конопатил. Открытие каждой навигации было событием любосердечным, горячо ожидаемым, чем-то вроде годового праздника. Едва лед начинал шевелиться, все от мала до велика валили к матушке-Оби. Могучая река несла на своей груди обильную ежегодную дань, собранную в верховьях: то сани-розвальни, то стожок сена, а то и целые крыши домов. Кривощековские мужики оживленно комментировали приплывающие трофеи, детвора взапуски носилась по ожившему берегу, уже обильно обрызганному веселыми глазами мать-и-мачехи, а заядлые рыбари непрестанно макали в воду свои снасти».

«Крестьянские хозяйства, расположенные на левом берегу Оби, были, как правило, крепкими, основательными. Земледелие, скотоводство, огородничество – все это давало возможность для нормальной жизни и даже кое-что оставалось в «излишке». Вот этот «излишек-то» и побуждал наиболее деловитых и практичных мужиков открывать подсобные промыслы: катали пимы, гнали деготь, выделывали кожу, шили сапоги, шубы, шапки, рукавицы, изготавливали конскую упряжь. По праздничным дням собирали мужики свои изделия и отправлялись на ярмарку, которая проходила в Кривощеково. А там уже от возов, лошадей, крикливых продавцов и степенных покупателей не протолкнуться. Ярмарка Кривощековская, словно магнит, притягивала не только ближние деревни, но и дальние. Изделия из металла, например, везли из Сузунского и Павловского заводов, из Кузнецка, из Центральной России доставляли мануфактуру, а из совсем уж далекой Кяхты – китайский чай, который сразу полюбился сибирякам. Нынешнее Левобережье находилось в самом центре сибирской жизни: из Кривощеково выходило сразу несколько оживленных и бойких трактов – Барнаульский, Каменский, Кузнецкий, Колыванский, Легостаевский».

«В январе 1893 года в Левобережье, на месте будущего города, располагались: село Кривощеково – 506 человек, деревня Малое Кривощеково – 479 человек, деревня Бугры – 460 человек, деревня Вертково – 168 человек, деревня Ерестная и деревня Перово».

Строительство железной дороги и моста через Обь при проведении Сибирской железнодорожной магистрали повлияло на дальнейшее развитие Левобережья и послужило началом активного освоения правового берега реки.

Летом-осенью 1893 года ведется переселение дворов села Кривощеково, оказавшихся в полосе строительства железной дороги. Большинство крестьян переезжает в деревню Бугры, куда перенесли церковь и здания волостного правления, часть переселилась в деревню Перово и на правый берег. Часть строений села остались, а многие были дополнительно построены под склады и под жилье, поскольку строительство моста шло с левого берега, и многие рабочие жили там же.

В августе 1894 года, в связи с сооружением железнодорожной линии и насыпи в семь сажен высотой, началось переселение той части села Кривощеково, которая располагалась на самом берегу Оби. Часть жителей переехала в Бугры, куда перенесли волостную управу, другие перебрались на гору, в двух верстах от реки.

Под руководством инженеров Зенкевича, Линка, подрядчика генерала Березина на пристани правого берега возводили склады, а на левом построили высокую дамбу для защиты от паводков. «И, надо сказать, вовремя: вольнолюбивая матушка-Обь не раз уже выказывала свой крутой нрав и свою силушку. Так было, когда ее начали обуздывать и подпоясывать крепким железнодорожным поясом и она, словно не желая смириться, устроила весной 1895 года грандиозный паводок с большим ледоходом и гигантскими заторами. 10-16 апреля в районе моста вода прибывала с невероятной скоростью и затопила всю кривощековскую пойму. Были разрушены ледорезные камни в одной из русловых опор, выведены из строя подъездные железнодорожные пути. Но не зря на левом кривощековском берегу соорудили семисаженную насыпь. Не зря всю каменную основу моста заложили на гранитной скале: в столетнем споре с Обью они доказали свою прочность и великую надежность тех, кто возвел этот чудо-мост весом в 270 тысяч пудов на 1328 версте Западно-Сибирской железной дороги, без единого сварочного шва, на одних заклепках. Сами кривощековцы не только ревностно наблюдали за всем, что происходило на огромной строительной площадке, но и деятельно участвовали в работе и снабжали первостроителей продовольствием».

1 сентября 1895 года было открыто временное движение пассажирских и товарных поездов от Омска до станции Кривощеково». 1 октября 1896 года Западно-Сибирская железная дорога, переименованная в том же году в Сибирскую железную дорогу, была передана в эксплуатацию для регулярного движения Челябинск – Омск – Кривощеково».

В 90-х годах 19 века церковь во имя Святителя Николая Чудотворца из села Кривощеково была перенесена в деревню Бугры на средства, отпущенные железнодорожным ведомством, и построена в том же виде, как была на прежнем месте. «Церковь замечательна своим благолепием. По штату при ней положены: два священника и два псаломщика. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным – 1 десятина 1200 кв. сажен, пахотной – 85 десятин, сенокосной – 13 десятин. Всего 99 десятин 1200 кв. сажен. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле в селе Бугры построены тщанием прихожан в 1895 году и составляют собственность, теплы, светлы, крепки».

С обретением церкви и управы деревня Бугринская сменила статус. Она стала селом и новым волостным центром Бугринской волости Томского уезда одноименной губернии.

«В состав прихода вошли: село Бугринское, деревни: Вертково в 1 версте, Ерестная – 5 верст, Толмачева – 12 верст, Нижне-Чемская – 17 верст, Огурцово – 16 верст, Мало-Кривощеково – 12 верст. Прихожан обоего пола 6073 человека».

Поселок работающих на строительстве моста и железной дороги на правом берегу получил имя императора Александра III, а в 1897 году, по завершении строительных работ, был назван в честь нового царя – Новониколаевским. К этому времени речная пристань и станция Обь становятся крупным торговым и перевалочным пунктом на Сибирской железной дороге. В 1897 году через станцию прошло 1,8 миллиона пудов различных грузов.

Железная дорога заметно оживила хозяйственную жизнь сел Левобережья. Более высокими темпами стали развиваться кустарные ремесла, большой толчок получило мукомольное, кожное, шорное производство. В 1910 году здесь насчитывалось десять мельниц с общей производительностью в 12 млн. пудов в год.

В 1909 году свою первую продукцию – ячменный солод – выпустил вступивший в строй в деревне Бугры солодовый завод, оборудованный по самым передовым технологиям того времени. Предприятие имело официальное наименование «Бугринский солодовенный завод Российского торгово-промышленного товарищества Ульман и Шевес». Невиданными ранее темпами развивалась торговля.

К 1917 году «…в Кривощеково и Буграх действовал кожевенный завод «Шеврохром», который в год вырабатывал до 25 тысяч кож, изготавливал отличный хром, заказы на который шли со всей России». Двенадцать мельниц (семь из них были с нефтяными и паровыми двигателями) «безостановочно перерабатывали доброе сибирское зерно в знаменитую сибирскую муку».

С июня 1921 по май 1925 Бугры вошли в состав Каргатского уезда Новониколаевской губернии, а с 1925 года стали центром Бугринского района Новониколаевского (с 1926 года Новосибирского) округа Сибирского края.

В 1926 году деревни Левобережья имели поселения: Бугры (1287 жителей), Большое Кривощеково (1517 жителей), Вертково (449 жителей), Ерестная (1489 жителей), Малое Кривощеково (1930 жителей). Поселки: Ямки (83 жителя), Затон (107 жителей).

В селе Бугры работали солодовый завод, кожевенный завод, агрономический пункт, ветеринарная поликлиника, изба-читальня, лавка общества потребителей, кредитная лавка. Жители работали и в селе, и в округе, а многие каждый день переправлялись на работу в город, на правый берег.

17 июня 1929 года Постановлением ВЦИК Бугринский район был ликвидирован, сельские советы и находящиеся на их территории предприятия были переданы в ведение Новосибирского горсовета. Однако включение этих местностей в городскую черту произошло только в 1930 году.

20 октября 1930 года Постановлением Президиума ВЦИК был образован Заобский район, куда, кроме входивших ранее в старинную Кривощековскую слободу левобережных сел, вошли также Усть-Иня, сельскохозяйственная опытная станция и внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкоммуны им. Сырцова. Центром района стало село Большое Кривощёково. Заобский район занимал площадь 143 квадратных километров. Население составляло 45 тысяч человек. В этом же году было принято решение о строительстве крупных заводов на левом берегу реки, железной дороги от станции Толмачево к шахтам и рудникам Кузбасса. Таким образом, формирование Кировского района тесно связано с развитием промышленности в годы первых пятилеток.

2 декабря 1934 года Постановлением Президиума Новосибирского городского Совета Заобский административный район был переименован в Кировский. Это произошло после сообщения об убийстве члена Политбюро ЦК ВКП (б) С. М. Кирова.

Кировский район, который к 1940-м годам только начинал очерчивать свою промышленную зону, за годы Великой Отечественной войны превратился в один из мощнейших центров по производству вооружения и боеприпасов, дал рождение многим предприятиям. Оловозавод, заводы «Тяжстанкогидропресс», металлургический, строительных машин, химический, химико-фармацевтический, а также мелькомбинат № 5, ТЭЦ и еще 50 предприятий, эвакуированных из европейской части страны, сформировали в Новосибирске крупный военно-промышленный комплекс. Кировский район поставил фронту 125 млн. снарядов и мин, почти 27% всех снарядов, израсходованных действующей армией, 15797 самолетов, 6 бронепоездов, около 4 млн. комплектов летнего и зимнего обмундирования.

Ко времени Великой Отечественной войны относится еще один интересный факт. В 1942 году на левом берегу Оби мог возникнуть город с названием Андреевск: в партийном архиве региона было обнаружено постановление бюро новосибирского обкома ВКП(б) от 10-17 июля 1942 года. Предлагалось выделить Кировский район в самостоятельный город областного подчинения и присвоить ему название Андреевск. Копия решения бюро есть в распоряжении Музея города Новосибирска. Константин Голодяев, сотрудник музея, рассказал: «В 1940-е на левобережье был один район – Кировский, самый большой по площади и населению в городе. Партия предлагала сделать левый берег отдельным городом в связи с тем, что он достиг больших успехов в промышленном развитии. Партийцы имели в виду, что с началом войны левый берег за несколько лет стал крупным индустриальным узлом за счёт предприятий, эвакуированных из европейской части СССР. В документе даже есть решение утвердить штат аппарата горкома города Андреевска в количестве 42 «ответственных работников». Но, видимо, Москва не поддержала создание Андреевска».

К 1970 году Кировский район, охватывающий всю левобережную часть города, являлся самым крупным районом Новосибирска, как территориально, так и по численности населения и промышленному потенциалу.

9 декабря 1970 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о разделении Кировского района на два – Кировский и Ленинский. Северо-западная часть вошла в состав вновь образованного Ленинского района, а южная (Затулинская часть) осталась в Кировском.

7 января 1971 года решением исполкома горсовета граница между районами установлена по улицам: Новогодняя, Сибиряков-Гвардейцев, Вертковская, Троллейная до окончания Станиславского жилмассива и далее по реке Тула. Протяженность района с севера на юг составляет 6,3 км, с запада на восток – 8,9 км, протяженность прибрежной зоны – 9,8 км.

В настоящее время Кировский район – один из 10 районов города Новосибирска, территория которого равна 52 кв. км. По территории района проходит более 180 улиц и переулков, общая протяженность которых более 121 км. Протяженность автомобильных дорог – 168 км, площадь парков и скверов – около 600 тыс. кв. м.

Кировский район является крупным промышленным и логистическим центром города. Здесь находятся такие известные предприятия новосибирской индустрии, как Новосибирский оловянный комбинат, ОАО «Тяжстанкогидропресс», «Сиблитмаш», «Элсиб», «Сибэлектротерм», ООО «Сибэлектропривод». В районе идет активное строительство жилья. Запущенный в эксплуатацию в октябре 2014 года Бугринский мост связывает район с центральной частью Новосибирска.

Образовательная и культурная сферы представлены школами и детскими садами, колледжами и техникумами, профессиональными училищами, школами искусства, художественными и музыкальными школами, Драматическим театром «На Левом берегу», двумя Домами детского творчества, сетью муниципальных библиотек.

В районе функционируют специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва по легкой атлетике, футболу, сноуборду, детско-юношеская школа «Прогресс», спортивно-профессиональный клуб «Успех», ЛДС «Ледовая арена», сноуборд-парк «На Горской», современный бассейн «Фламинго». 

Среди достопримечательностей района: здание Бугринского солодовенного завода – памятник архитектуры регионального значения, Бугринский автомобильный мост, микрорайон «Расточка», парк культуры и отдыха «Бугринская роща», Затулинский дисперсный парк, бульвар по улице им. Петухова, аллея «Молодежная», кинотеатр «Рассвет 3D», музей развития городского наземного электрического транспорта и другие.

Источники:

Берег нашей судьбы: Кировский район города Новосибирска / гл. ред. и сост. О. Касаткина. – Новосибирск: Известия-Сибирь, 2010. – 191 с.: ил.

Кировский район // Новосибирск: энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 409-410.

Левобережье Новосибирска: Страницы истории / под ред. В. Н. Шумилова. – Новосибирск: Сибирская горница, 1999. – 487 с.: ил.